Вывод аналитиков: в 2022 фрахт коммерческого автотранспорта взметнётся в высь на 20-25%
Вывод аналитиков: в 2022 фрахт коммерческого автотранспорта взметнётся в высь на 20-25%
Неутешительный для транспортников прогноз базируется на реальных фактах, связанных с ощутимым подорожанием дизтоплива, комплектующих и расходных материалов, стартовавшим ещё в прошлом году. Ситуация также усложняется повышением стоимости обслуживания и ремонта грузовых автомобилей. Не забыты перебои с выпуском всех типов грузовиков из-за дефицита микрочипов и других компонентов электроники, что спровоцировало ценовое «ралли» на подвижной состав. По мнению экспертов, свою лепту в скачок тарифов на логистику внесёт также увеличение размера платы в системе «Платон» и сбора за проезд по федеральным трассам.
Ссылаясь на данные «Грузавтотранс»
В начале года 80% компаний-членов национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта заявили об увеличении цен на свои услуги. По словам президента специалистов, подорожание коснётся всех видов транспортировки — от доставок лёгких товаров малотоннажным автотранспортом до перевозки грузов в контейнерах большегрузами.
В качестве обоснования такого вынужденного решения в Ассоциации приводят следующие цифры:
- за год рост цен на дизельное топливо составил 16-20% по всем регионам России, в январе 2022 года стоимость литра ДТ поднялась до 60 рублей (на Сахалине до 77 руб.);
- технические и смазочные жидкости прибавили в стоимости 45-70% из-за повышения цены на базовые масла, присадки и упаковочный материал;
- автошины «потяжелели» в розничной цене на 50-60% вследствие уменьшения объёмов их производства и мирового подорожания сырья.
На старте нового года динамика инфляции составила 8,7%, что не могло не отразится на транспортном секторе.
Дефицит водителей вырос на 25%
Издержки компании-перевозчика на оплату труда водителям составляют около 21% от всех финансовых затрат, что в значительной степени влияет на ставку фрахта. С учётом инфляции прошлого года индексация заработной платы дальнобойщикам должна составить порядка 30%, на что требуются дополнительные расходы, которые оказываются не «по карману» большинству транспортных компаний. В связи с этим на рынке складывается ситуация реального кадрового голода. По последним данным, в России каждый четвёртый грузовик ждёт своего водителя. К сожалению, транспортный сектор имеет проблему стареющих работников: по статистике 56% водителей — это люди в возрасте от 40 до 60 лет, а молодёжи до 30 лет занято в профессии только 14%.
Платные дороги и тарифы «Платон»
Среди других проблем, влияющих на подорожание перевозок, указываются:
- повышение платы в системе «Платон» на 4% (с февраля 2022 года составит 2.54 руб.), что может заставить транспорт свыше 12 тонн уйти на бесплатные дороги, чтобы не увеличивать ставки фрахта;
- подъем суммы сборов за проезд по платным федеральным трассам, которые вынимают из кармана транспортников в 1,5 раза больше денежных средств, чем в прошлом году.