Москва:
+7 (495) 775-18-50 info@msk.sherl.ru
Обратный звонок
Рассчитать стоимость
Online заказ
Отследить груз

Причины увеличения тарифов на отправку контейнеров и сборного груза по ЖД

29.03.2024

Причины увеличения тарифов на отправку контейнеров и сборного груза по ЖД

Начало 2024 года стало непростым с точки зрения отправки грузов по ж/д с запада нашей страны на Дальний Восток. Контейнеры копятся в очереди на отправку, тарифы на перевозку грузов в контейнерах стремительно растут. Эксперты полагают, что в скором времени эта ситуация скажется на росте цен в торговых точках Дальневосточного федерального округа.

Причина такого положения дел — внеочередные отправки угля через Восточный полигон на экспорт в азиатские страны. Решение сделать транспортировку угля приоритетной было принято правительством по поручению президента, но эффективность реализации страдает из-за недостаточной пропускной способности дальневосточных портов.

В новый год — со старыми «сюрпризами»

Признаки коллапса на ж/д в обозначенном направлении появились еще в декабре 2023 года, а сразу после новогодних каникул проблема обострилась. В феврале коллапс усилился. Негативная тенденция нарастает, поэтому и в марте никто не ждет положительного исхода.

Сразу после новогодних праздников количество отстраненных от рейсов поездов составляло 201 шт. Из низ больше 80 контейнерных поездов стояли в ожидании уже свыше двух недель. Годом ранее таких поездов было всего 12, что позволяет понять масштаб проблемы.

Московский ж/д-узел в феврале отправлял в дальневосточном направлении еще только те контейнеры, которые должны были быть отправлены в январе. Мест в терминалах нет, а время ожидания составляет 4 недель (как минимум). Из-за ограничений со стороны ОАО «РЖД» транспортно-логистическим компаниям приходится поднимать тарифы на перевозку грузов ж/д-транспортом. И если ранее в «РЖД» в качестве причины задержек называли аномальные холода и обильные снегопады (что, наверняка, тоже сказалось на скорости доставки и обработки грузов), то теперь в рассылках партнерам напрямую указывают на нехватку железнодорожного оборудования и локомотивных тяг.

Во всем виноват уголь?

Мировые цены на уголь выросли, поэтому президентом России было дано поручение главе правительства и руководству ОАО «РЖД» разработать план по вывозу угля на экспорт в восточном направлении из Бурятии, Якутии, Тывы, Хакасии, Иркутской и Кемеровской областей. Но в «РЖД» не придумали ничего лучше, чем «подвинуть в сторону» текущие и запланированные на ближайшее время контейнерные перевозки, а вместо них организовывать транспортировку угля. Заказ-наряды просто не согласуют, поэтому в терминалах западной части страны все передвижение замерло. Вагоны и грузы есть, но перевозку не согласовывают.

Некоторые варианты отправки грузов по ж/д из Москвы на Дальний Восток сохранились, но их катастрофические не хватает, и ценник вырос буквально за две недели в 1,5-2 раза. Одна из альтернатив — отправка контейнеров автомобильным транспортом. Однако пользуются ею только совсем отчаявшиеся владельцы грузов, поскольку экономически она нецелесообразна.

Стоимость угля стала расти еще в третьем квартале 2023 года на фоне роста спроса на него в Индии и Китае. Эта «угольная лихорадка» вкупе с инициативой предоставить приоритет доставке угля и стала причиной сложившейся ситуации.

Последствия для жителей ДФО

Уголь стал камнем преткновения не только для предпринимателей и организаций, чьи грузы могут не дождаться своей очереди на отправку. Ситуация сказывается и на благополучии жителей Дальневосточного федерального округа — товары с «большой земли» для них тоже задерживаются, а по факту прибытия они еще и подорожают.

В направлении Москва — Дальний Восток уже сейчас простаивает внушительное количество контейнеров с товарами первой необходимости. Платформы и контейнеры заняты, а это значит, что для отправки с востока на запад со временем тоже не хватит транспортного оборудования. Какая-то часть груза уже сейчас отправляется в полувагонах из-под угля, но этого недостаточно. А отправки в контейнерах с востока на запад страны подорожали вдвое.


Возврат к списку