Москва:
+7 (495) 775-18-50 info@msk.sherl.ru
Обратный звонок
Рассчитать стоимость
Online заказ
Отследить груз

Почему выросли тарифы на перевозку грузов?

28.12.2023

Почему выросли тарифы на перевозку грузов?

Рост стоимости грузоперевозок – обычное ежегодное явление. Но еще года 2 назад увеличение цен не выходило за прогнозируемые показатели, в то время как к концу 2023 года, по разным экспертным оценкам, тарифы выросли на 40-50% за год. В чем причины такого увеличения стоимости?

Причины роста цен на перевозку грузов

  • Увеличение спроса. Регионы, вошедшие в состав РФ в 2022 году, требуют большого внимания: сюда везут строительные материалы, грузы для нужд армии и гражданского населения. Также на фоне действия санкций, ухода многих зарубежных производителей, проведения СВО наблюдается рост промышленного производства. И предприятия нуждаются в услугах перевозки материалов, сырья, компонентов, готовой продукции.
  • Увеличение протяженности международных маршрутов. Если в сфере перевозки сборных грузов по России ситуация с протяженностью маршрутов даже улучшается (за счет вводимых в эксплуатацию новых дорог), то в области международной доставки не все так позитивно. Маршруты кардинально изменились — грузопотоки пришлось перенаправлять с европейского направления на среднеазиатский. И это стало причиной увеличения сроков доставки.
  • Дефицит грузового автотранспорта. Европейские производители грузовиков ушли с рынка РФ. Теперь на нем представлены только российские и китайские производители. Мощностей главного российского производителя седельных тягачей (ПАО «КАМАЗ») не хватает для удовлетворения спроса — покупателям приходится ждать новые грузовики по несколько месяцев. Да и цены поднялись: вместо прежних 7 млн. рублей теперь за новый транспорт нужно отдать 10-11 млн. рублей. Постепенно рынок занимают китайские модели грузовиков, но их покупать не торопятся, поскольку потенциальных владельцев беспокоит вопрос недоступности запчастей и отсутствия сервисных центров.
  • Увеличение стоимости запчастей. Имеющийся у многих российских перевозчиков автопарк состоит по большей части из европейских моделей автомобилей. Машины неизбежно изнашиваются и требуют ремонта, в ходе которого зачастую необходима замена деталей. Несмотря на санкции и различные запреты, запчасти поставляются, но стоимость их существенно выросла.
  • Нехватка водителей. Дефицит кадров в логистике — проблема, появившаяся еще в «доковидные» времена. Во время пандемии она стала особенно явной, и на данный момент (конец 2023 года) она не только никуда не исчезла, но и обострилась. У некоторых крупных перевозчиков простаивает порядка 10-15% автопарка именно из-за нехватки квалифицированных водителей. Условия труда достаточно сложные, с обучением на нужную водительскую категорию есть определенные проблемы, поэтому люди не торопятся стать водителями. Перевозчикам из-за нехватки кадров приходится увеличивать зарплаты для переманивания сотрудников. И эти расходы также закладываются в себестоимость перевозки.
  • Повышение тарифов, сборов. Чтобы иметь возможность проехать по платной дороге, теперь нужно заплатить больше — тарифы в системе «Платон» подросли за прошедший год на 12%.
  • Рост цен на топливо. Стоимость на бензин и дизельное топливо растет, и в уходящем 2023 году был достаточно серьезный скачок цены вверх, из-за чего правительству пришлось применять меры, регулирующие ценообразование. Но даже несмотря на «откат» стоимости топлива, все равно ее рост за год составил порядка 10%.
  • Инфляция. Ежегодная инфляция тоже никуда не делась: она меньше той, что прогнозировали недоброжелатели, но выше среднестатистического показателя прошлых лет. У компаний неизбежно растут административные и операционные расходы, что тоже влияет на конечную стоимость услуг перевозок.

Если присмотреться к причинам роста стоимости перевозок грузов, то очевидно, что есть неизменные факторы влияния, такие как увеличение стоимости топлива, ежегодная инфляция, повышение тарифов в системе «Платон», а есть обстоятельственные причины, возникшие из-за геополитических реалий. Но результат один — в грузоперевозках возник дисбаланс спроса и предложения, поэтому ставки растут. И для их стабилизации необходимо дождаться восстановления баланса.


Возврат к списку