Оправдался ли прогноз по дефициту контейнеров?
Оправдался ли прогноз по дефициту контейнеров?
Весной текущего года многие эксперты прогнозировали нехватку контейнеров из-за ухода крупных контейнерных операторов из России. Тогда компании с мировым именем ушли и вывели из оборота весь свой контейнерный парк.
Но практика показывает, что к концу года вопрос дефицита уже не стоит. Точнее, нехватка есть, но она касается не контейнеров, а инфраструктуры и фитинговых платформ.
Дефицит есть, но не тот, который ожидался
Сфера перевозки грузов в контейнерах достаточно быстро адаптировалась после ухода из России крупных участников рынка. Нехватку тары прогнозировали на протяжении всего периода, начиная с весны, но этим прогнозам не суждено было сбыться.
Освобожденная ниша пустовала недолго — ее быстро заняли контейнерные операторы из России, Китая, а чуть позже из Ирана и Турции. В марте специалисты говорили о том, что будет не хватать порядка 300 тыс. TEU. Однако меры поддержки в виде выделения субсидий и отмены таможенных пошлин на контейнеры положительно сказались на развитии ситуации — удалось добиться сокращения дефицита до 77 тыс. TEU.
Но если с наличием контейнеров все относительного неплохо, то с фитинговыми платформами для их их перевозки все не так замечательно. Их стало не хватить по причине дисбаланса потоков экспорта и импорта.
О дефиците платформ говорит и решение о применении полувагонов для транспортировки контейнерной тары. В РЖД оставили скидку 20,7% для тех, кто воспользуется услугой перевозки контейнеров в полувагонах с дальневосточных станций. По предварительным планам, такая мера будет действовать в течение всего 2023 года.
Безусловно, с точки зрения технологии погрузка контейнеров в полувагоны невыгодна и неудобна. Все манипуляции занимают больше времени из-за того, что данный способ просто не предусмотрен стандартами. Очевидно, что на фитинговых платформах перевозить контейнеры удобнее. Но заторы из многочисленных грузов в портах Дальнего Востока вынуждают РЖД действовать, используя такую схему.
Либо инфраструктура, либо поток грузов
В РЖД рассматривали две технологии перевозки:
- с применением пневмооболочки (предусматривает существенное повышение тарифов);
- с погрузкой контейнеров в полувагоны.
Собственно, именно второй вариант и был выбран по причине его относительной простоты и дешевизны.
На фоне всех этих вынужденных решений споры участников рынка разгораются с новой силой: одни говорят о первичности инфраструктуры, другие — о большей значимости объемов грузов.
В РЖД признают отставание инфраструктуры — она не дотягивает до потребностей в обработке того грузопотока, который сейчас наблюдается. Например, далеко не на каждой российской ж/д-станции есть условия для приема и обработки контейнерного поезда.
Поэтому эксперты говорят о необходимости проектирования и строительства инфраструктуры «с запасом» — так, чтобы можно было обработать не только запланированный проектом объем груза, но тот, который набирается в результате внезапных скачков.
Пока же порты и сухопутные погранпереходы не справляются с грузопотоком, и система скидок и сниженных тарифов не будет действовать, если не обеспечат необходимое количество подвижного состава.