Легализация параллельного импорта с целью повышения устойчивости экономики в условиях санкций
Легализация параллельного импорта с целью повышения устойчивости экономики в условиях санкций
После начала военной спецоперации в Украине и последующего санкционного давления Россия понесла значительные товарные потери. Независимые эксперты определили снижение объёма импорта примерно на 60%:
- доставка потребительских товаров упала на 57%,
- завоз продукции для промышленности уменьшился на 62%.
В перспективе решение проблемы дефицита было возложено на импортозамещение и привлечение альтернативных поставщиков, но на данный момент требовался быстро срабатывающий механизм. В правительстве выход из сложившейся ситуации увидели в легализации параллельного импорта.
Противостояние текущим вызовам
По заявлению Михаила Мишустина, в конце марта текущего года подписан закон, разрешающий ввоз в Россию некоторых товаров без согласия правообладателя товарного знака. Как считает премьер, это позволит гарантировать доставку импорта через соседние страны СНГ или другие удобные в плане логистики государства, вопреки действиям недружественных стран. Уточнённый перечень такой продукции должен сформировать Минпромторг с учётом предложений отраслевых ведомств. Правительство вынуждено было пойти на такую меру из-за санкций, запрещающих западным производителям осуществлять торговлю с Россией.
Напомним, что ранее за поставки в РФ параллельного («серого») импорта была предусмотрена ответственность в виде компенсации в размере до 5 млн руб., а товар подлежал изъятию и уничтожению.
Удовлетворить спрос по «другой схеме»
В условиях, когда страна столкнулась с трудностями насыщения рынка востребованными импортируемыми товарами, такое правительственное решение является полностью логичным.
Новый закон позволит:
- производителям формально выполнять санкционные требования и при этом сохранять объёмы производства;
- посредникам зарабатывать на своих услугах;
- брендам не рисковать своей репутацией, так как документально легальные поставки в РФ отсутствуют;
- потребителям получать привычные брендовые товары, попавшие под запрет ввоза в нашу страну;
- перевозчикам сохранять грузооборот и штат сотрудников, занятых не только непосредственно в
- транспортировке, но и в разгрузочно-погрузочных работах, экспедировании грузов, складском хранении, диспетчеризации и т. д.
Нововведение положительно отразится на различных сферах экономики, в том числе и на грузоперевозочном секторе, в то время, как вся ответственность за «серый» импорт ляжет на российские власти.
Разработчики законопроекта убеждают, что под параллельным импортом подразумеваются ввоз исключительно оригинальных товаров, но с изменением логистической схемы поставок.
В ФАС также заверили, что выбранный правительством подход не приведёт к увеличению контрафактной продукции, поскольку сохранится контроль со стороны таможенных органов и соблюдение процедур «протокола».