Беспилотники на федеральных трассах: для кого — минус, а для кого — плюс
Беспилотники на федеральных трассах: для кого — минус, а для кого — плюс
По оценкам специалистов, выход на транспортную арену грузовиков без водителя — это реальный шанс снизить себестоимость перевозок минимум на 30%. Беспилотные технологии призваны минимизировать, а в конечном итоге полностью ликвидировать человеческий фактор, что поможет логистике стать более эффективной, быстрой и безопасной. Но так ли всё радужно и беспроблемно в современных российских реалиях?
Вдогонку за Америкой, Китаем и Южной Кореей
В Соединённых Штатах тестируются тысячи беспилотных автомобилей, в Южной Корее умные дороги — нацпроект, в КНР ежегодно десятки стартапов получают новые раунды финансирования.
Если рассматривать ТОП стран, активно развивающих автономный транспорт, то РФ в этом списке занимает 26 место. Россия имеет отличные позиции и большой потенциал по уровню развития беспилотного направления, флагманами которого стали Яндекс, КамАЗ и ГАЗ.
Предполагалось, что уже в этом году по трассе «Нева» поедут машины с автопилотом в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры», который вызвал коммерческий интерес транспортных компаний, специализирующихся на перевозке сборных грузов и доставке товаров контейнерами. Но внедрение перспективных инновационных сервисов задерживает отсутствие нормативной базы.
«Заточение в правовом вакууме»
Сегодня для запуска высокоавтоматизированных ТС попросту нет стратегических документов, которые бы на юридическом уровне освещали многочисленные вопросы:
- Кто станет оператором систем управления и диспетчеризации?
- На кого будет возлагаться ответственность за программные сбои (а они обязательно будут): оператора инфраструктуры, производителя беспилотного грузовика или ПО для него?
- Каким будет механизм допуска машин без водителя на дороги общего пользования?
- В каком взаимодействии окажутся «умные» ТС с обычным транспортом в отношении ПДД?
- Как изменятся правила охраны труда при заезде беспилотников на промышленные объекты?
Поэтому эксперименты отрабатываются на каких-либо полигонах, замкнутых территориях или на безлюдных просторах Западной Сибири и Заполярья. Важной задачей для выхода автономного транспорта «в свет» становится закрепление правовых условий на государственном законодательном уровне.
Психологический барьер — тоже большой вопрос
По утверждению разработчиков автопилотных ТС, за счёт исключения человеческого фактора, можно:
- Повысить безопасность грузоперевозок на 50%, ведь автоматизированные машины не нарушают ПДД, не превышают скорость, не производят сомнительные манёвры и не подвергаются стрессу.
- Увеличить скорость доставки на 30% за счёт отсутствия необходимости выполнять режим работы и отдыха водителя, измерять дальнобойщику давление перед рейсом или терять время на вынужденные технологические перерывы.
- Уменьшить себестоимость процесса на 15% в связи с увеличением коммерческой скорости.
- Сэкономить порядка 10% топлива благодаря программной оптимизации модели перемещения.
Для бизнеса это отличный экономический эффект. Однако отношение населения к этой теме не столь однозначно: кто-то не верит в роботизацию, а другие боятся потери рабочих мест. Да и само по себе пустующее место водителя в едущем рядом автомобиле для многих — уже психологический барьер!