РЖД оснастит автопилотами 500 грузовых поездов в 2022 году
РЖД оснастит автопилотами 500 грузовых поездов в 2022 году
По мнению экспертов, решить задачу обеспечения безопасности ж/д-перевозок может внедрение автоматизированной системы управления локомотивами. Искусственный интеллект позволяет снизить однообразную нагрузку на машиниста и помочь в случае возникновения экстренной ситуации.
Cognitive Rail Pilot — эффективность и безопасность
В 2021 году в России было завершено тестирование системы «умного» управления грузовыми поездами, которая базируется на ИИ-технологиях, миллиметровой радиолокации и машинном зрении. Тестирование официально подтвердило, что автопилот сохраняет эффективность работы независимо от погодных условий в границах температур от -40 до + 50 градусов. Проект реализован ОАО «РЖД» вместе с Cognitive Pilot — ведущим мировым разработчиком ИИ-технологий для рельсового транспорта.
Система Cognitive Rail Pilot способна самостоятельно оценивать дорожную обстановку посредством распознавания различных объектов на маршруте движения:
- сигналов светофора,
- положения стрелок,
- железнодорожных рельс,
- других составов,
- человека или какого-либо иного препятствия.
По оценке специалистов компании-разработчика, проникновение новых технологий в сферу перевозок грузов ж/д-транспортом может достигнуть 80% в течение 5-6 лет. На сегодняшний момент «умное» управление ориентировано на маневренные локомотивы, поскольку именно на сортировочных станциях транспортные операции признаны одними из наиболее сложных и поэтому являются более востребованными.
С помощью комплекса-автопилота оптимизируется движение поезда, благодаря чему снижается расход горюче-смазочных материалов, устраняются риски сбоев диспетчеризации и простоя составов, сводится к нулю число вероятных аварий из-за человеческого фактора. В случае возникновения экстренной ситуации система проинформирует о ней машиниста, и, если последний не предпринимает нужных действий, сама снизит скорость или выполнит автоматическое торможение.
Ближайшие перспективы
Генеральный директор Cognitive Pilot Ольга Ускова сообщила, что в 2022 году запланировано выпустить для российских железнодорожных тягачей 500 комплексов-автопилотов. Она выразила уверенность, что установка систем Cognitive Rail Pilot сможет уменьшить число инцидентов на жд на 65-70%. При этом финансовые затраты составят порядка 5-10% от стоимости тягача, а их окупаемость будет быстрой в связи с рационализацией работы локомотивов.
Автопилот на железнодорожном транспорте претендует стать серьёзным конкурентным преимуществом, так как даёт возможность экономить финансовую составляющую за счёт оптимизации процесса грузоперевозок. В обозримом времени рынок средств автономного управления ж/д-транспортом будет интенсивно развиваться.