Планы по стандартизации критериев инновационных вагонов
Планы по стандартизации критериев инновационных вагонов
Эксперты из «Объединения вагоностроителей» отмечают, что пришло время стандартизировать критерии инновационности вагонов. Данные критерии планируют внести в соответствующие ГОСТы. Они будут касаться платформ, цистерн, самосвалов и не только. Окончательный список должны подготовить к концу декабря 2022 года. Кроме того, будут внесены изменения в ГОСТ, который касается рефрижераторных вагонов. Это должны сделать до декабря 2023.
Инновации как решение проблемы с пропускной способностью
По мнению экспертов, решение о новых дополнительных требованиях появилось из-за возникшего дефицита инфраструктуры на Восточном полигоне. На данный момент специалисты в ускоренном режиме пытаются найти варианты для расширения пропускной способности за счет изменения организации движения на восточном направлении. Цель — к 2024 году настроить провозную способность до 180 млн. т.
Как сообщают в «РЖД», усовершенствованные технологии перевозок уже позволили добиться результатов. Основное внимание уделяется тяжеловесным поездам. За 7 месяцев по восточному направлению прошло в два раза больше поездов массой более 7 тыс. т. Кроме этого, по данным специалистов, прибавку в объемах грузоперевозок дало внедрение пакетного движения и виртуальной сцепки.
Повышенная грузоподъемность как один из критериев инновационности
Вагоны повышенной грузоподъемности на некоторое время пропадали с коммерческого рынка, так как заказы в 2022 году на них упали. Одной из причин называют остановку работы «Тихвинского вагоностроительного завода». В данный момент работа на ТВСЗ восстановлена, поэтому поступления новых вагонов ожидается в ближайшее время. Эксперты говорят о том, что рассматривается также вариант применения инновационных вагонов для перевоза рядового угля с шахт на обогатительные фабрики. Данный метод, по словам специалистов, позволит расширить радиус передвижения полувагонов.
Компания «Шерл» много лет занимается перевозкой грузов ж/д транспортом, доставляя их по всей территории России. Представили компании положительно оценивают введение Минтрансом новых требований к инновационным вагонам.
А что с безопасностью?
Ранее на уровне «РЖД» обсуждалась тема того, что новые вагоны повышенной грузоподъемности могут способствовать дополнительным разрушениям ж/д путей из-за повышенной нагрузки. И это может повлечь не только дополнительные расходы на содержание и обслуживание путевого хозяйства, но и вопросы с безопасностью перевозок.
Эксперты полагают, что решить проблему поможет именно разработка госстандарта, в котором будут учтены допустимые нормы нагрузки.
Компромисс инновационности
На введение новых стандартов требуется время, и при их разработке не нужно забывать о постоянной модернизации технических процессов. Также нужно учитывать, что критерии инновационности могут не совпадать для вагоностроителя и перевозчика: первый уже сейчас может выпускать вагоны, развивающие скорость до 140 км/ч, но второй пока не имеет возможности обеспечить нужное состояние инфраструктуры для таких скоростей.
Найти компромисс можно только путем разработки нормативного правового акта.