Автоперевозки в направлении ЕС затормозились, а на внутреннем рынке логистики России ждут перемен
Автоперевозки в направлении ЕС затормозились, а на внутреннем рынке логистики России ждут перемен
Сфера автоперевозок всегда обладала завидной гибкостью, позволяющей ей среди первых приспосабливаться под меняющуюся конъюнктуру. Кажется, вот только-только адаптировали схемы перевозок под ковидные ограничения, как подоспела волна международных санкций.
Очень многие игроки рынка связаны с морскими портами РФ, поэтому именно они одними из первых почувствовали на себе действие ограничений, которые отразились в вопросе оплаты. Соответственно, произошел сбой в отправках. Миновав шоковый этап, логисты сумели поменять банки и изыскали способы, чтобы перевести деньги за границу. Но это были лишь «цветочки».
Неразбериха в морском сервисе и нарушенные цепочки
После объявления санкций в сторону некоторых российских отправителей портовые европейские терминалы и таможенные органы поддались панике и принялись детально изучать следующие грузы и устраивать выборочные проверки. Как итог — увеличение процесса досмотра с нескольких часов до нескольких суток. В свою очередь это привело к отказу морских операторов (Maersk, MSC, CMA CGM) перевозить грузы в порты РФ, чтобы не терять свою репутацию и время.
Крупнейшие европейские хабы Гамбург, Роттердам, Антверпен и Бремен ведут перевалку следующих транзитом грузов на фидерный флот, который затем следует в РФ (в порт Санкт-Петербурга и в Усть-Лугу). Именно поэтому на линейный флот были ориентированы многие компании-перевозчики. Пополняющийся перечень европейских отказников привел к простою фур, занимающихся подвозом грузов к портам РФ.
Юг стал горячей во всех отношениях зоной, грозящей перевозчикам реальным обстрелом. Однако повышение премий в ставках фрахта сделали свое дело, и флот (правда, уже теперь под удобными флагами) снова отправился в путь. Это позволило черноморским портам вернуться в строй и привлечь российские фуры.
Дальний Восток работает без сбоев. Китайские порты функционируют в прежнем режиме, обеспечивая поставки.
С началом военной операции на Украине потеря поставок в ее сторону компенсировалась ростом потока в направлении Беларуси, Польши, Литвы и Эстонии. Что вызвало вместе с придирчивой работой таможни, значительное скопление большегрузов на границе. Затем, из-за репутационных рисков последовал спад этого трафика. Многие европейские поставщики поставили на паузу свою активность или вовсе от нее отказались. Впрочем, это не коснулось Латвии и Финляндии, куда следование фур производится без задержек.
Перспектива — не очень
Автоперевозчики полагают, что следует ожидать ухудшения ситуации на международных схемах. Этому поспособствуют спад европейской экономики из-за инфляции и рост стоимости топлива, что закономерно приведет к спаду активности клиентов из ЕС и разорению небольших компаний. Российским логистам следует приготовиться к подорожанию и горючего, и запасных деталей, а также лизинга и кредитов. А это все приведет к подъему ставок и потери клиентской базы.
Все, что остается международникам — требовать предоплату при выезде за рубеж или переключаться на внутренний рынок, где пока ситуация поспокойнее и цены на нефть регулируются государством.
Остается надежда на партнеров из Китая, порты которого осуществляют интермодальные перевозки грузов в контейнерах, позволяющие задействовать автомобильный транспорт.